ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
3
Договоры
Поставка

Из-за чего покупателям приходится оплачивать некачественный товар и как без ошибок фиксировать дефекты

Наталия Куприна, Юрисконсульт ООО «СФТ Пакеджинг»

Главное в статье

1
В каких случаях покупателю придется перечитывать ГОСТ перед приемкой
2
Какая частая ошибка сотрудников покупателя мешает ссылаться на дефекты
3
Сколько есть времени у покупателя, чтобы заявить о недостатках товара
4
Когда покупателю откажут в его требованиях, даже если есть заключение экспертизы
5
Что проверить в доверенности представителя поставщика, который прибыл на осмотр
6
Как действовать до, во время и после приемки, чтобы не оплачивать товар с дефектами

Если представитель поставщика прибыл на осмотр, но отказывается подписывать акт, оформите его в одностороннем порядке. Суд примет этот акт в качестве надлежащего доказательства.

Постановление АС Северо-Кавказского округа от 01.10.2021 по делу № А53-35064/2020

Суды стали строже проверять, как покупатель принял товар. Видят ошибки — отказывают в иске о взыскании оплаты, убытков или штрафов, даже если есть доказательства, что товар некачественный, например, заключения независимой экспертизы. Что мешает вернуть товар с дефектами, получить обратно деньги и привлечь поставщика к ответственности и о чем предупредить сотрудников, которые отвечают за приемку, узнаете из статьи.

Игнорируют правила, которые есть в ГОСТе

Когда стороны включают в договор ссылку на ГОСТ, чтобы согласовать требования к качеству товара, забывают, что в таком стандарте могут быть и правила приемки. Если в ГОСТе есть порядок отбора проб и проверки качества товара, придется его придерживаться. Иначе у поставщика будет основание отказаться исполнять требования покупателя, который выявил дефекты.

Например, покупатель потребовал уменьшить стоимость товара — картофеля, взыскать с поставщика переплату, упущенную выгоду и расходы на лабораторные испытания. Суды отказали. Пояснили так: хотя покупатель и отдавал картофель в лабораторию, которая выявила бактерии, это нельзя считать доказательством того, что поставщик передал некачественный товар. Во-первых, покупатель не выполнил требования ГОСТа к тому, как отбирать пробы. Во-вторых, ни в ГОСТе, ни в договоре не было правил, что проверять качество нужно именно в лаборатории. ГОСТ предусматривал другую процедуру проверки — клубневый анализ.А40 Главное в статье Скрыть

Пример из практики

В договоре можно указать, что поставщика нельзя привлечь к ответственности, если покупатель нарушит правила приемки

Покупатель

Ссылался, что получил некачественный товар. На этом основании взыскивал убытки.

Поставщик

Указывал, что покупатель не произвел входной контроль качества товара.

Суды

Отказали покупателю. Сослались на два условия договора поставки. По первому условию покупатель должен был в течение 20 дней после отгрузки провести входной контроль качества товара. Но он этого не сделал, а сразу начал использовать товар в производстве. Согласно второму условию договора, в таком случае покупатель лишался возможности взыскивать с поставщика убытки.

Источник: постановление АС Северо-Кавказского округа от 20.04.2021 по делу № А32-33243/2020 

Подписывают накладные, УПД или акты приемки без замечаний

Частая ошибка сотрудников покупателя при приемке — видят явные недостатки и все равно подписывают накладную или универсальный передаточный акт без отметок о дефектах. Такие документы поставщики используют в суде, чтобы подтвердить как передачу товара, так и то, что покупателя качество устроило.

Например, покупатель забрал от поставщика товар — стальные трубы, подписал УПД без возражений. Позже заявил, что товар не соответствует параметрам из сопроводительных документов, и предложил поставщику заменить трубы или вернуть деньги. Поскольку поставщик этого не сделал, покупатель подал иск. Три инстанции покупателю отказали. Одним из доводов было то, что в УПД не внесли никаких отметок о дефектах.А32

Пропускают сроки, в которые нужно заявить о недостатках

Сотрудники покупателя лишают свою компанию возможности вернуть товар с недостатками или заявить поставщику другие требования, когда с опозданием выявляют дефекты. Так, если в договоре поставки нет условий, в какой срок покупатель проверяет качество, сделать это нужно в момент получения товара. Если же принять товар без проверки, ссылаться затем на явные недостатки уже не удастся.А73

Если в договоре сослались на Инструкцию № П-7П7 или прямо прописали сроки, сотрудники их часто не соблюдают, в том числе из-за халатности или потому, что путаются в них. Это происходит, к примеру, когда в договоре устанавливают отдельный период, в который нужно проверить товар, и дополнительно — срок, в течение которого покупатель уведомляет поставщика.А40-1 Если покупатель пропустит хотя бы один из сроков, рискует остаться с дефектным товаром. Но если несвоевременное уведомление — единственное нарушение, есть шанс, что суд встанет на сторону покупателя. В таких случаях суды смотрят, сколько времени было у компании, чтобы сообщить о дефектах.

Главное в статье СкрытьНапример, в договоре поставки стороны написали, что претензию по качеству товара покупатель вправе предъявить лишь в течение суток после приемки. Суд оценил это условие и решил, что оно не может лишить покупателя права предъявлять поставщику претензии, если в товаре есть недостатки производственного характера. Судебная экспертиза по делу такие дефекты подтвердила.А32-1


В договоре есть ссылка на Инструкцию № П-7. В какие сроки проверить товар и сообщить о недостатках

Фиксируют дефекты без контрагента или экспертов

Если сотрудники покупателя не вызвали поставщика на приемку по качеству, хотя в договоре есть такое требование или ссылка на Инструкцию № П-7,П7-1 значит, лишили контрагента возможности заявить возражения, а свою компанию — права ссылаться на дефекты. Так считают суды. К примеру, суд отказался взыскать с поставщика стоимость некачественного товара, так как вопреки условиям договора покупатель не вызвал представителя контрагента и составил акт в одностороннем порядке.А32-2

Подтвердить недостатки не поможет даже акт экспертизы независимой лаборатории, если покупатель в нарушение договора не вызывал представителя поставщика, чтобы составить акт.А32-3 «Нет доказательств, что пробы или образцы, которые покупатель отправил в лабораторию, — тот же самый товар, который привез поставщик». На это указывают суды в спорах о качестве товара.

Например, покупатель приобрел товар — песко-соляную смесь. Оплатил половину. Поставщик обратился в суд, чтобы взыскать оставшуюся часть. Покупатель предъявил встречный иск, потребовал уменьшить цену. Дополнительно заявил об убытках, которые возникли при использовании товара: на автомобиле покупателя сломалось оборудование, которое разбрасывает смесь. Суды покупателю отказали. Среди доводов указали, что отбор проб на анализ провели без уведомления и участия поставщика.А43

Еще одна ошибка покупателей — составляют акт о недостатках, но не соблюдают договорные требования к форме акта. К примеру, стороны вправе предусмотреть в договоре ссылку на форму ТОРГ‑2 или согласовать в приложении свою форму.

Не смотрят на полномочия в доверенности представителя поставщика

Даже если покупатель вызвал поставщика, тот прислал своего представителя и стороны подписали акт о недостатках, все равно есть риск, что в случае спора суд такой документ не примет. Причина: у представителя поставщика не было полномочий. Отбить этот довод возможно, но придется доказать, что полномочия следовали из обстановки.ГК К примеру, если приемку по качеству производили по местонахождению поставщика, представитель поставил в акте не только свою подпись, но и печать компании, ранее он уже подписывал документы от имени поставщика.А40-2, А40-3

Как суды оценивают доводы покупателя, который заявил о недостатках товара после того, как начал его использовать

Если покупатель не проверил качество так, как этого требует договор, и заявил о недостатках лишь после того, как начал товар эксплуатировать, подтвердить факт поставки некачественного товара не удастся. Это правило применимо, если недостатки нельзя признать скрытыми. Например, покупатель без замечаний подписал акт приемки бульдозера: не заявил о том, что товар не соответствует договору и является бывшим в употреблении. Впоследствии после его эксплуатации покупатель, соответственно, уже не смог доказать, что товар был поставлен не новым. Суды отметили, что покупатель еще при приемке мог заметить, что бульдозер не новый.

Источники: постановления АС Московского округа от 02.03.2021 по делу № А40-24245/2020, АС Западно-Сибирского округа от 06.04.2021 по делу № А27-29681/2019, АС Поволжского округа от 29.07.2021 по делу № А57-14289/2020

Не дожидаются, пока истечет срок, в который поставщик должен устранить недостатки

Покупатели теряют право взыскать расходы на исправление дефектов, когда просят устранить недостатки товара сразу двух лиц. То есть сначала обращаются к поставщику и устанавливают ему срок, в который недостатки нужно устранить, а затем до истечения этого времени привлекают третье лицо. Или же отдают товар в ремонт другой компании, не дождавшись, пока истечет срок, в который поставщик вправе направить представителя на осмотр.

Например, покупатель нашел дефекты в резервуарах для хранения воды, которые он приобрел, и вызвал поставщика для осмотра. Еще до того, как истек срок, который установил покупатель, он нанял другую компанию, чтобы исправить дефекты. Когда дело дошло до суда, поставщик заявил, что покупатель лишил его возможности оценить недостатки и установить, возник ли гарантийный случай. Суды прислушались к этому доводу и отказали покупателю, который полагал, что расходы по устранению дефектов находятся в причинно-следственной связи с ненадлежащим исполнением поставщиком своих обязательств.А32-4  Главное в статье Скрыть

Памятку скачайте в конце статьи

Поправите условия поставки, чтобы избежать споров в 2022 году в программе «Правовая защита компании — 2022» в Высшей школе Юрист компании
 
Звезда
за правильный ответ
Тест
Неправильно
Правильно!
Стороны договорились применять Инструкцию № П-7. В какие сроки проверить товар, если поставка иногородняя?
При иногородней поставке приемку продукции по качеству и комплектности нужно произвести в течение 20 дней (п. 6 Инструкции, утв. Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 № П-7).
3 дня
10 дней
20 дней
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.