ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
5
Компания
Интервью

Наши представители выезжали к контрагентам и фотографировались с директором

Марина Лебедева, руководитель юридического отдела АО «Валта Пет Продактс»

Мария Ивакина, Главный редактор

Фотографии Дмитрия Цоя

Марина, какие направления, кроме дистрибуции товаров для домашних животных, есть еще у компании?

Мы производим оборудование для ветеринарных клиник, реабилитационных и спортивных центров для питомцев. С 2008 года выпускаем влажные корма и лакомства под собственной торговой маркой «Мнямс». В 2023 году, следуя национальной политике импортозамещения, начали производство суперпремиальных кормов для собак и кошек под брендом Award.

Кроме этого компания обучает техникам и психологии продаж, мерчандайзингу и в целом профессии продавец-консультант зоомагазина. Также есть студия аудиовизуального контента «ВАЛТАWOOD PRODUCTION», которая предоставляет полный комплекс услуг по производству контента.

Отдельное направление деятельности нашей компании — это партнерская поддержка зооиндустриальных, зоотехнических, социально-благотворительных мероприятий. Несколько лет «Валта» активно сотрудничает с поисково-спасательным отрядом «Лиза Алерт К-9», предоставляя продукцию для кормления собак-спасателей, амуницию и наши офисные помещения для проведения тренингов и координационных собраний.

С какими вопросами чаще всего сталкивается юротдел?

Поскольку мы являемся одним из крупнейших российских дистрибьюторов зоотоваров ведущих европейских, азиатских и российских брендов, много вопросов связано с внешнеэкономической деятельностью. Из недавних успешных проектов — мы выиграли в первой инстанции спор по таможенным доначислениям.

В чем была суть спора?

Таможня в акте проверки указала, что декларантом документально не подтверждена правильность разбивки стоимости транспортировки товаров до места прибытия на таможенную территорию Таможенного союза и от места прибытия до места назначения. В итоге доначислила порядка 20 млн руб. В качестве своих доводов таможенный орган отметил, что только документы непосредственного перевозчика, содержащие разбивку расходов на транспортировку до и после места прибытия на таможенную территорию ЕАЭС, подтверждают размер соответствующих расходов.

Мы в свою очередь ссылались на то, что обязанность представления документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости может быть возложена на декларанта только в отношении тех документов, которыми тот обладает в силу закона или обычаев делового оборота. Соответственно договоры с экспедиторами и соответствующие счета на конкретную перевозку, в которых содержалась разбивка стоимости транспортировки товаров до места прибытия на таможенную территорию Таможенного союза и от места прибытия до места назначения, являются надлежащим документами для подтверждения заявленной таможенной стоимости. И суд с этим согласился.

Но вообще «Валта» — не сутяжник, а зообизнес — это не про суды, а про формирование ответственных отношений между людьми и домашними животными и в целом между людьми.

О компании

«Валта» — один из крупнейших дистрибьюторов товаров для домашних животных во всех категориях: корма, лакомства, товары для путешествий и груминга, наполнители, интеллектуальные игрушки, амуниция, ветеринарные препараты, лечебные диеты и оборудование для клиник. У компании есть собственное производство и собственные торговые марки: «Мнямс», Yami, Award, Mr.Kranch, ValtaCare, «ТД ВЕТ».

Решаете все разногласия в досудебном порядке?

Даже если у наших контрагентов возникает задолженность перед нашей компанией, сначала с ними связывается менеджер. Затем, если менеджеру не удается решить вопрос, подключается юрист. И это не значит, что юрист сразу же направляет претензию.

У нас юристы участвуют в обсуждении решений, чтобы урегулировать разногласия на допретензионной стадии. Например, оформляют соглашение, в соответствии с которым постоплата меняется на предоплату и при этом часть суммы идет на погашение задолженности. Такое решение работает — никто не заинтересован доводить разногласия до суда. Подобные соглашения позволяют при определенных условиях не останавливать отгрузки клиентам, у которых возникли временные материальные трудности, и при этом постепенно погашать возникшую ранее задолженность.

Каким юридическим вопросам сейчас уделяете особое внимание?

Очень важный аспект для нас — это стадия проверки контрагентов. В компании на настоящий момент более 43 тысяч контрагентов, и для нас важно автоматизировать их верификацию. Для этого используем специальный сервис «Светофор». Перед началом сотрудничества новые контрагенты в обязательном порядке проходят проверку. Ее результаты отображаются в виде цветных маркеров: красного, желтого и зеленого цвета.

Красные маркеры свидетельствуют о какой-либо существенной информации о контрагенте, которая не позволяет начинать или продолжать сотрудничество с ним. При присвоении контрагенту красного маркера менеджеру необходимо обратиться в юротдел за уточнением информации — по какому основанию присвоен данный маркер и возможно ли начать или возобновить работу с данным контрагентом. Например, красный маркер «Значительная сумма арбитражных дел в качестве ответчика» можно преодолеть, если перевести клиента на 100-процентную предоплату.

Желтые маркеры свидетельствуют о том, что на определенные моменты в информации о клиенте менеджеру следует обратить внимание и учесть данную информацию при планировании дальнейшего взаимодействия с контрагентом. Соответственно зеленый маркер означает, что по всем критериям проверки у компании благоприятные результаты. Например, перед нашей беседой мне звонил директор филиала — у него сработал красный маркер, а ему нужно сделать заказ на крупную сумму. Красный маркер возник из-за того, что на учредителе контрагента значится еще порядка 30 компаний — что может означать, что он номинальный. Соответственно, нам необходимо провести проверку.

О себе

В «Валте» работаю 10 лет, до этого долгое время возглавляла юротдел в компании, занимающейся строительными и отделочными материалами. Увлекаюсь политологией и геополитикой. В свободное время путешествую с мужем и четырьмя детьми.

Есть ли у «Валты» собственные нестандартные инструменты при проведении проверок контрагентов?

Нередко применяем практику, когда наши представители выезжают в компании, фотографируются с директором и фотографируют производство для подтверждения их реальности. Все снимки мы сохраняем в системе, чтобы обезопасить компанию на случай запросов налоговой. Это позволяет нам доказать, что мы проявили должную осмотрительность при выборе контрагента.

Еще мы применяем адаптивную систему маркеров-светофоров к каждому действующему контрагенту. Маркеры выставлены по-разному по отношению к нашим поставщикам, исполнителям и к клиентам, поскольку риски сотрудничества в этих случаях отличаются. Если мы заказчики, то важно установить, обладает ли исполнитель реальной возможностью оказать услуги или поставить товар. Если мы выступаем поставщиками, то кроме прочего делаем акцент на проверке его платежеспособности. И «Светофор» нам в этом помогает.