ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
4
Компания
Дебиторская задолженность

Как в АО «Сталепромышленная компания» поставили на поток успешное взыскание проблемных долгов

Никита Душкин, Директор юридического департамента АО «Сталепромышленная компания»

Разберем: как настроить «процесс в процессе» — работу с проблемной задолженностью в рамках взыскания долгов в целом.

В этой статье — мой опыт как директора юридического департамента по настройке работы с дебиторской задолженностью. Мне и моей команде удалось поставить на поток успешное взыскание проблемных долгов. Благодаря внедренным решениям в прошлом году мы стали победителями премии «Лучшие юридические департаменты» в номинации «Работа с проблемными активами».

Выделили работу с проблемными долгами в отдельное направление

Есть два варианта, как выстроить работу с проблемной дебиторкой. Первый — организовать дополнительную работу в рамках уже существующей юридической функции, то есть нагрузить юристов-судебников. Второй — создать отдельное направление и привлечь новых сотрудников, которые умеют вести мягкие и жесткие переговоры, находить нестандартные решения.

Именно второй вариант мы выбрали в АО «Сталепромышленная компания». Плюсы: не «проваливаются» общие процессы взыскания просроченных долгов, выше эффективность работы с проблемной дебиторкой, поскольку сотрудники профильного направления глубже погружены в этот процесс. Под новое направление решили выделить людей из наших сотрудников, у которых уже есть опыт работы с обычной дебиторкой.

«У кого есть желание уйти от рутины в новое направление: работать с проблемными долгами?» — такой вопрос я задал своей команде. И предупредил: «Обратного пути не будет». Вызвался один сотрудник. С этого начали работу с проблемными долгами в качестве отдельного процесса. Сейчас уже планируем расширить команду.

Когда выделяли работу с проблемными долгами в отдельное направление, столкнулись с двумя трудностями. Первая — непонимание важности процесса взыскания проблемной задолженности как среди юристов, так и среди сотрудников коммерческого блока. Решение: мое личное участие как директора юридического подразделения: объяснил, что это не дублирование функций, а отдельная важная функция юридического подразделения. Вторая трудность — нехватка ресурсов на выполнение данной функции юридическим подразделением. Решается уже сложнее: юристам, кто занимается взысканием проблемной задолженности, необходимо выбрать для себя определенный период времени и на данном отрезке показать — есть текущие показатели, и при приобретении технических средств качество и показатели работы улучшатся. В данном случае к техническим средствам можно отнести разные ресурсы, например, помогающие вести банкротные дела, сервисы оценки контрагента и т. п.

Определили критерии проблемных долгов

Универсальных показателей, чтобы признавать задолженность проблемной, нет. Мы в своей работе используем четыре основных критерия. Каждая компания может адаптировать их под себя. Эти критерии я как директор юридического департамента фиксирую собственными распоряжениями.

За последний год число исков к должнику увеличилось на 25–30 процентов по сравнению с предыдущим периодом. Такое увеличение — это уже аномальный показатель. К примеру, 10 процентов — это может быть обычным сезонным всплеском. А 25 процентов — триггер, чтобы обратить внимание на контрагента.

Есть сведения о негативных процессах у должника. Например, существенно снизились финансовые показатели, к примеру, прибыль или выручка, выросло число неисполненных обязательств перед другими кредиторами.

Сумма долга значительно выше средней задолженности по компании. Как правило, проблемными долги становятся при превышении на 25-30 процентов.

Иные факторы, которые показывают, что у должника есть проблемы с платежной дисциплиной. К примеру, перестал выходить на связь.

Совокупность этих критериев позволяет принять решение, которым признать задолженность проблемной. Подробнее о таком решении — далее.

Выстроили процесс взаимодействия сотрудников, когда долги становятся проблемными

Решение, признавать ли задолженность проблемной, принимает руководитель юридического департамента. Решение не вправе ставить под сомнение ни юрист-литигатор, который занимался взысканием, ни сотрудник коммерческого блока. Они лишь передают сотруднику подразделения по работе с проблемными долгами контакты тех, с кем вели переговоры, и сообщают текущую ситуацию по претензионной или судебной работе. Именно этот сотрудник определяет дальнейшую стратегию и дает указания юристу-судебнику.

Информация о проблемном долге поступает ко мне либо во время еженедельных совещаний юридического департамента, либо в ходе регулярного мониторинга, который я провожу самостоятельно в конце недели.