Мы провели ребрендинг почти 1200 ресторанов всего за год
Сергей Левин, директор юрдепартамента «Юнирест»

Сергей, ранее ваша компания входила в структуру корпорации Yum!Brands в России.
Да, наша компания — это бывшее подразделение глобальной корпорации Yum!Brands, которая ушла из России. Теперь мы правообладатели ресторанного бренда ROSTIC’S в России, а также у нас есть генеральная франшиза бренда KFC в России. Мы управляем системой из почти 1200 ресторанов, из них 67 — наши собственные и больше тысячи — партнерские.
Ваша компания провела ребрендинг ресторанов с KFC на ROSTIC’S. Как это происходило?
Всего за год мы провели переговоры, подготовили документы и подписали договоры о ребрендинге практически со всеми партнерами. Для каждого партнера это порядка 8–10 различных договоров, с каждым надо согласовать все условия. И одно дело, если это делать последовательно: партнер за партнером, а другое дело, когда нужно все согласовать и подписать со всеми одновременно. И это, конечно, был масштабный проект, которым занимался весь юрдепартамент.
Над каким проектом работаете сейчас?
Особое внимание мы уделяем выстраиванию встроенной системы товарных знаков и других объектов интеллектуальной собственности в компании. Сейчас вместе с коллегами из службы развития работаем над модульным рестораном.
О компании
ООО «Юнирест» управляет брендами Rostic’s и KFC в России. Сеть ресторанов быстрого обслуживания, специализирующаяся на блюдах из курицы, включает более 1160 заведений в 74 регионах РФ, большая часть которых работает по франчайзингу.
Модульный ресторан?
Это ресторан, который состоит из модулей — его можно собрать или разобрать, как конструктор, доставить оборудование в выбранную локацию и открыть ресторан. Это полностью готовое изделие, сделанное на заводе, например, как поезд.
Отличие нашего модульного ресторана от других концепций, когда пытались реализовать что-то похожее, в том, что ни одна из концепций не предназначалась для транспортировки на большие расстояния, поскольку все были негабаритные. Кроме того, они все равно требовали достаточно большого количества отделочных или строительных работ на месте сборки, несмотря на то, что тоже приходили блоками. Так, как мы, никто не делал. Также с точки зрения разрешительной документации — здесь меньше согласований, так как по сути нужно только разрешение местной администрации на размещение объекта.
Сейчас мы уже запустили этот пилотный проект — он находится на Симферопольском шоссе. Каждый может заехать, посмотреть и попробовать.
Какие юридические вопросы возникают в связи с этим проектом?
Здесь возникает вопрос, какой объект представляет собой этот модульный ресторан с точки зрения интеллектуальной собственности. Очевидно, что это несколько объектов: объекты изображения, полезные модели и уникальные дизайнерские решения. Мы сейчас разработали концепцию, чтобы эту технологию защитить. Хочется этот проект масштабировать, а для этого нужна правильная защита.
Регистрируете в Роспатенте?
Мы разработали комплект технической документации и готовимся к подаче документов на регистрацию.
С точки зрения объекта получается, это не объект недвижимости?
Это не недвижимость. Это имущественный комплекс движимых вещей: легкая конструкция, не капитальная. Она не является объектом капитального строительства. И это позволяет существенно углубляться в территорию страны. Потому что объект капитального строительства, во-первых, это сложно с точки зрения разрешительной документации, а во-вторых, требует достаточно существенных инвестиций и затрат, в том числе и временных.
Подготовка к открытию модульного ресторана занимает 10 дней, изготовление — 1,5–2 месяца. Таким образом получается, что объект может открыться на 10–12 месяцев раньше, чем при капитальном строительстве. И уникальность этого решения еще и в том, что у вас появляется больше возможностей параллельно искать локации и одновременно производить объекты для массовых открытий в разных частях страны: вдоль дорог, в небольших населенных пунктах, крупных городах.
Кроме интеллектуальной собственности какие еще правовые вопросы возникают в связи с этим проектом?
Остальные вопросы больше рабочие. Например, если это пойдет в серию, то будет новым форматом ресторана. Соответственно, это будет новый формат взаимоотношений с нашими франчайзинговыми партнерами, когда мы начнем переносить это на франчайзинговую сеть. А они уже начали интересоваться новой возможностью. Сейчас нашими документами с партнерами такого формата не предусмотрено.
О себе
До прихода в «Юнирест» 12 лет работал в системе Coca-Cola, занимая различные руководящие позиции как узкой специализации, так и широкого профиля: был главным юрисконсультом сокового подразделения компании в России («Нидан Соки»), затем руководил службой защиты интеллектуальной собственности в Евразии и Африке, потом юрслужбой в России и Беларуси. До Coca-Cola работал в консалтинге.
Если говорить о текущих задачах — что можете выделить?
Поскольку ранее мы были частью глобальной корпорации Yum!Brands и использовали ее глобальные системы, сейчас занимаемся разработкой и переходом на локальные внутренние системы. Мы перестраиваем наши системы, внедряем новые локальные продукты, чтобы отключиться от тех решений, которые когда-то нам предлагала глобальная штаб-квартира.
Это касается и систем, которые есть в юрдепартаменте: система комплаенс, согласование договоров, хранение договоров и т. д. Со многими контрагентами мы сейчас внедряем ЭДО. Внутри вводим систему согласования рекламных материалов, которой раньше здесь не было.
Вообще не было?
Раньше многие рекламные решения фактически спускались сверху из глобальной корпорации, а сейчас мы делаем все внутри. Соответственно возникла необходимость выстроить процесс согласования рекламных материалов. Пока мы ничего не внедрили, смотрим, какие решения есть в этой части. В идеале, чтобы согласование договоров и доверенностей шло в одной системе. И в идеале, чтобы это была та же система, что и наша финансовая, одно решение.
