В статье — как избежать новых штрафов в 500 тыс. руб. за нарушения требований к интернет-рекламе. С 1 сентября начнут наказывать, если не отчитались о размещенной рекламе, сделали это с нарушением срока или предоставили не все данные. На полмиллиона оштрафуют и за то, что не добавили в рекламный материал токен или сделали это с ошибками. Как выполнить требования и что предусмотреть в договорах с контрагентами, чтобы избежать штрафов, узнаете далее. Формулировки для договора, памятка и примеры оформления рекламы с токеном также в этой статье.
ФАС отозвала все разъяснения, что считать рекламой. Не запутаться помогут памятки из этой статьи.
Топ-3 типичные ошибки в интернет-рекламе: как избежать их и штрафов в полмиллиона
Проставлять токены, даже если у рекламного материала нет кликовой ссылки
На сумму до полумиллиона рублей теперь штрафуют компании, которые размещают рекламу в интернете без токена.274ФЗ, КоАП, РКН Штраф грозит также должностному лицу, в том числе директору по маркетингу, сотруднику, который отвечает за размещение рекламы в интернете, или даже юристу, который оценивает рекламу с точки зрения ее соответствия законодательству,ФАС — до 200 тыс. руб. Хотя по общему правилу дела в сфере рекламы рассматривает ФАС, в отношении интернет-рекламы ввели иной порядок: полномочиями наделили Роскомнадзор.
274ФЗ Федеральный закон от 24.06.2023 № 274-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
КoАП Ч. 16 ст. 14.3 КоАП
РКН П. 1 Требований, утв. приказом Роскомнадзора от 30.11.2022 № 191
Оштрафовать за рекламу без токена могут одновременно и саму компанию как рекламодателя, и других участников: рекламораспространителя и оператора рекламной системы. Защититься от штрафа сможете, если переложите обязанность получать и размещать токены на рекламораспространителя. Подходящая формулировка — в конце статьи.
Поскольку оштрафовать могут, даже если токен разместили, но сделали это неправильно, советуем заранее разобраться, как применять идентификатор. Основной способ — поместить в кликовую ссылку рекламного материала. Как и куда размещать токен, если нет кликовой ссылки, например, если размещаете рекламу в сторис, заказываете нативную рекламу в онлайн-эфире блогера, — ни закон, ни иные акты не поясняют. Разберем далее на примерах, как выкручиваться. Главное в статье Скрыть
Сгенерировать токен компания сама не может, только через операторов рекламных данных, которые включены в реестр Роскомнадзора. Смотрите его на rkn.gov.ru/register-ord/register
Памятку о том, какую информацию о товарах не признают рекламой, скачайте в конце статьи
Добавлять токены в описание к видеозаписи или в сам ролик
Если рекламируете товар в прямых эфирах в социальных сетях, на стриминговых площадках, во время иных онлайн-трансляций, токен можно получить и разместить уже после окончания трансляции. Для этого вам придется представить оператору рекламных данных — ОРД — все видео, а не выбранный фрагмент с рекламой. Однако все же остается вопрос, как и где размещать токен. Ответ смотрите далее в этой статье.
Советуем размещать токен в описании к видеозаписи, если публикуете ее в отдельном посте или на сайте компании после того, как закончился прямой эфир в соцсети или иная онлайн-трансляция. Подойдут и иные варианты: смонтировать ролик — добавить токен поверх изображения. Главное, чтобы токен был заметен, контрастировал по отношению к остальному изображению. Токен размещайте в формате «erid: xxx», где xxx — цифры и буквы токена.РКН-1
РКН-1 П. 12 Требований, утв. приказом Роскомнадзора от 30.11.2022 № 191
Пример, как выглядит токен в постах и сторис
Получать токен не нужно для e-mail-рассылки и push-уведомлений, когда сама компания отправляет их по своей базе клиентов, чтобы прорекламировать собственные товары, или это делает другая организация, которая входит с этой компанией в одну группу.
П. 1 распоряжения Правительства от 30.05.2022 № 1362-р
Публиковать отдельные сторис, рилс, чтобы в них размещать токены
Как и где размещать токен, если компания рекламирует товары или услуги в сторис, рилс и иных подобных онлайн-роликах, ни закон, ни иные акты не поясняют. Наиболее подходящий вариант, чтобы выполнить требования и проявить добросовестность, — сохранить видео, загрузить его в систему ОРД, получить токен и разместить его, к примеру, в следующих сторис. Другой вариант — добавить токен в отдельный пост на тему токенизации предыдущего сторис. Главное в статье Скрыть
Переложить обязанность отчитываться о размещенной рекламе на контрагента
На 500 тыс. руб. теперь штрафуют компании, если прорекламировали в интернете товары или услуги, но не уведомили об этом Роскомнадзор или сообщили с опозданием. Наказывают и за неполную, недостоверную или неактуальную информацию.274ФЗ-1, КоАП-1 При этом уведомлять Роскомнадзор напрямую компания не вправе, только через ОРД, и уже он отправляет сведения в ЕРИР — единый реестр интернет-рекламы.38ФЗ Получается: если не отправили сведения ОРД, оштрафуют вашу компанию как рекламодателя. Если отправили, но ОРД не передал сведения дальше в ЕРИР — оштрафуют уже его, причем верхняя планка для ОРД выше — до 700 тыс. руб.КоАП-2
274ФЗ-1 Федеральный закон от 24.06.2023 № 274-ФЗ
КoАП-1 Ч. 15 ст. 14.3 КоАП
38ФЗ Ч. 5 ст. 18.1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»
КoАП-2 Ч. 17 ст. 14.3 КоАП
Штраф за неуведомление грозит компании, которая производит или продает товары, даже если рекламу размещает не сама, а через рекламораспространителя. Причин две. Во-первых, в Законе о рекламе не детализировали, кто несет ответственность за непредставление сведений.38ФЗ-1 Во-вторых, сам состав нарушения в КоАП предполагает, что его субъекты — рекламодатели, рекламораспространители и операторы рекламных систем.КоАП-3
Защититься от штрафа вашей компании как рекламодателю удастся, если переложит обязанность по уведомлению на рекламораспространителя и оператора рекламной системы. Формулировка для договора, чтобы это сделать, — ниже. Чтобы подстраховаться, можете дополнительно закрепить: если вашу компанию все же оштрафуют, она вправе потребовать от рекламораспространителя возмещение имущественных потерь.ГК, ВС А40 Главное в статье Скрыть
Пример формулировки для договора
Как переложить обязанности получать токен и уведомлять Роскомнадзор на рекламораспространителя
Пример формулировки для договора скачайте в конце статьи
за правильный ответ
Еще срочные изменения:
► Поправки в КАС, которые облегчают работу юристов
► Штрафы за то, что не предоставили военкомату технику или не ответили ему, повысили в десятки раз
► 500 тысяч — новый штраф для компании за неявку работника в военкомат