ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
9
Компания
Защита бизнеса

С 1 сентября компания заплатит до 500 тысяч за нарушения в интернет-рекламе. Как этого избежать

Антон Алфёров, Замруководителя управления правового сопровождения лотерейной деятельности и договорного обеспечения в «Столото»

Узнаете: как защититься от штрафа, если реклама в соцсетях, в том числе запрещенных, онлайн-трансляциях, рассылках, на баннерах и сайтах.

В статье — как избежать новых штрафов в 500 тыс. руб. за нарушения требований к интернет-рекламе. С 1 сентября начнут наказывать, если не отчитались о размещенной рекламе, сделали это с нарушением срока или предоставили не все данные. На полмиллиона оштрафуют и за то, что не добавили в рекламный материал токен или сделали это с ошибками. Как выполнить требования и что предусмотреть в договорах с контрагентами, чтобы избежать штрафов, узнаете далее. Формулировки для договора, памятка и примеры оформления рекламы с токеном также в этой статье.

ФАС отозвала все разъяснения, что считать рекламой. Не запутаться помогут памятки из этой статьи.

Письмо ФАС от 02.12.2022 № МШ/109196-ПР/22

Топ-3 типичные ошибки в интернет-рекламе: как избежать их и штрафов в полмиллиона


Главное в статье Скрыть

Проставлять токены, даже если у рекламного материала нет кликовой ссылки

На сумму до полумиллиона рублей теперь штрафуют компании, которые размещают рекламу в интернете без токена.274ФЗ, КоАП, РКН Штраф грозит также должностному лицу, в том числе директору по маркетингу, сотруднику, который отвечает за размещение рекламы в интернете, или даже юристу, который оценивает рекламу с точки зрения ее соответствия законодательству,ФАС — до 200 тыс. руб. Хотя по общему правилу дела в сфере рекламы рассматривает ФАС, в отношении интернет-рекламы ввели иной порядок: полномочиями наделили Роскомнадзор.

Оштрафовать за рекламу без токена могут одновременно и саму компанию как рекламодателя, и других участников: рекламораспространителя и оператора рекламной системы. Защититься от штрафа сможете, если переложите обязанность получать и размещать токены на рекламораспространителя. Подходящая формулировка — в конце статьи.

Поскольку оштрафовать могут, даже если токен разместили, но сделали это неправильно, советуем заранее разобраться, как применять идентификатор. Основной способ — поместить в кликовую ссылку рекламного материала. Как и куда размещать токен, если нет кликовой ссылки, например, если размещаете рекламу в сторис, заказываете нативную рекламу в онлайн-эфире блогера, — ни закон, ни иные акты не поясняют. Разберем далее на примерах, как выкручиваться. Главное в статье Скрыть

Сгенерировать токен компания сама не может, только через операторов рекламных данных, которые включены в реестр Роскомнадзора. Смотрите его на rkn.gov.ru/register-ord/register

Вправе ли компания заказывать рекламу у блогера, если он разместит ее в запрещенной соцсети

Компания как рекламодатель вправе привлекать блогера в качестве рекламораспространителя, который запустит рекламу ее товаров, работ или услуг в запрещенной социальной сети. Финансированием экстремисткой деятельности это не признают. Главное условие: сам блогер не находится в списке экстремистов. Если блогер признан иностранным агентом, компания вправе с ним работать.

Если компания заказывает рекламу у блогера, советуем проследить, получает ли он токены и, если да, как их размещает. Если реклама в посте — там же нужно разместить токен в формате «erid: xxx». Если во время прямого эфира — получить токен можно уже после его окончания. Разместить его можно в описании к видеозаписи, которую придется публиковать в отдельном посте. Если реклама в сторис — следует сохранить видео, загрузить его в систему ОРД, получить токен и разместить его в следующих сторис.

Чтобы компании не пришлось самостоятельно получать токены и отчитываться о размещенной рекламе, переложите эти обязанности на блогера. Подходящая формулировка для договора с ним — в конце статьи.


Памятку о том, какую информацию о товарах не признают рекламой, скачайте в конце статьи

Добавлять токены в описание к видеозаписи или в сам ролик

Если рекламируете товар в прямых эфирах в социальных сетях, на стриминговых площадках, во время иных онлайн-трансляций, токен можно получить и разместить уже после окончания трансляции. Для этого вам придется представить оператору рекламных данных — ОРД — все видео, а не выбранный фрагмент с рекламой. Однако все же остается вопрос, как и где размещать токен. Ответ смотрите далее в этой статье.

Советуем размещать токен в описании к видеозаписи, если публикуете ее в отдельном посте или на сайте компании после того, как закончился прямой эфир в соцсети или иная онлайн-трансляция. Подойдут и иные варианты: смонтировать ролик — добавить токен поверх изображения. Главное, чтобы токен был заметен, контрастировал по отношению к остальному изображению. Токен размещайте в формате «erid: xxx», где xxx — цифры и буквы токена.РКН-1

Пример, как выглядит токен в постах и сторис

Получать токен не нужно для e-mail-рассылки и push-уведомлений, когда сама компания отправляет их по своей базе клиентов, чтобы прорекламировать собственные товары, или это делает другая организация, которая входит с этой компанией в одну группу.

П. 1 распоряжения Правительства от 30.05.2022 № 1362-р

Публиковать отдельные сторис, рилс, чтобы в них размещать токены

Как и где размещать токен, если компания рекламирует товары или услуги в сторис, рилс и иных подобных онлайн-роликах, ни закон, ни иные акты не поясняют. Наиболее подходящий вариант, чтобы выполнить требования и проявить добросовестность, — сохранить видео, загрузить его в систему ОРД, получить токен и разместить его, к примеру, в следующих сторис. Другой вариант — добавить токен в отдельный пост на тему токенизации предыдущего сторис. Главное в статье Скрыть

Переложить обязанность отчитываться о размещенной рекламе на контрагента

На 500 тыс. руб. теперь штрафуют компании, если прорекламировали в интернете товары или услуги, но не уведомили об этом Роскомнадзор или сообщили с опозданием. Наказывают и за неполную, недостоверную или неактуальную информацию.274ФЗ-1, КоАП-1 При этом уведомлять Роскомнадзор напрямую компания не вправе, только через ОРД, и уже он отправляет сведения в ЕРИР — единый реестр интернет-рекламы.38ФЗ Получается: если не отправили сведения ОРД, оштрафуют вашу компанию как рекламодателя. Если отправили, но ОРД не передал сведения дальше в ЕРИР — оштрафуют уже его, причем верхняя планка для ОРД выше — до 700 тыс. руб.КоАП-2

Штраф за неуведомление грозит компании, которая производит или продает товары, даже если рекламу размещает не сама, а через рекламораспространителя. Причин две. Во-первых, в Законе о рекламе не детализировали, кто несет ответственность за непредставление сведений.38ФЗ-1 Во-вторых, сам состав нарушения в КоАП предполагает, что его субъекты — рекламодатели, рекламораспространители и операторы рекламных систем.КоАП-3

Защититься от штрафа вашей компании как рекламодателю удастся, если переложит обязанность по уведомлению на рекламораспространителя и оператора рекламной системы. Формулировка для договора, чтобы это сделать, — ниже. Чтобы подстраховаться, можете дополнительно закрепить: если вашу компанию все же оштрафуют, она вправе потребовать от рекламораспространителя возмещение имущественных потерь.ГК, ВС А40 Главное в статье Скрыть

Пример формулировки для договора
Как переложить обязанности получать токен и уведомлять Роскомнадзор на рекламораспространителя

Пример формулировки для договора скачайте в конце статьи

 
Звезда
за правильный ответ
Тест
Неправильно
Правильно!
В каком формате размещать токен, если у рекламного материала нет кликовой ссылки?
Если у рекламного материала нет кликовой ссылки, токен размещайте в формате «erid: xxx», где xxx — цифры и буквы токена (п. 12 Требований, утв. приказом Роскомнадзора от 30.11.2022 № 191).
«token: 123»
«erid: xxx»
«rkn: xxx»

Еще срочные изменения:
► Поправки в КАС, которые облегчают работу юристов
► Штрафы за то, что не предоставили военкомату технику или не ответили ему, повысили в десятки раз
► 500 тысяч — новый штраф для компании за неявку работника в военкомат