ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
3
Компания
Споры с госорганами

Нарушения в рекламе. Как и за что чаще всего наказывают компании

Евгения Наумова, Юрист антимонопольной и тарифной практик КА «Муранов, Черняков и партнеры»

В статье: яркие случаи из последней практики антимонопольных органов.

Несмотря на то что максимальные штрафы за рекламные нарушения теперь доходят до 6 млн руб., их количество не снижается. Компании ищут новые способы обойти ограничения, а ФАС и ее территориальные органы — исключить лазейки. В статье рассказали, какие дела чаще всего рассматривали чиновники и суды за последний год и из-за чего компаниям не удавалось отбиться от предписаний и штрафов. Предупредите руководство и маркетологов, за какие действия компании грозят санкции, если ее рекламная акция противоречит закону.

СМС-рассылка без согласия абонента

Спам СМС-сообщениями — частое нарушение, которое находят УФАС. Обычно делают это по жалобам абонентов, которые не давали или отзывали свое согласие на рекламу. Оштрафовать компанию за такое нарушение могут на сумму от 100 тыс. до 500 тыс. руб.КоАП При этом в последнее время появилась практика, когда компании пытаются обойти запреты Закона о рекламе и создают для этого договорные цепочки рекламораспространителей. УФАС такие попытки пресекают.УФАС

Так, в антимонопольный орган пожаловался гражданин: ему присылали однотипные СМС-сообщения с предложением делать выгодные покупки в крупном маркетплейсе. Владелец номера своего согласия получать рекламу не давал. Более того, он дважды через форму обратной связи на сайте маркетплейса просил отключить рекламу в его адрес. Однако сообщения продолжали поступать. УФАС выяснило: СМС-рекламу распространяли на основании последовательно заключенных договоров между четырьмя компаниями:

  • ПАО «А» предоставило ООО «Б» услуги доступа к программно-аппаратному комплексу для формирования и рассылки коротких текстовых сообщений;
  • ООО «Б» предоставляет ООО «В» доступ к своему программно-аппаратному комплексу для аналогичных целей;
  • ООО «В» оказывает услуги по организации доставки сообщений ООО «Г», которое первоначально должно было получить предварительное согласие каждого адресата сообщений.

То есть сообщения передавали последовательно по цепочке с целью довести их до конечного получателя. При этом в каждом звене прописывали, кто обязан получить предварительное согласие абонента, а также возможность другой стороны договора приостановить оказание услуг по рассылке, если согласия нет.

УФАС посчитало, что каждая компания из цепочки распространяет ненадлежащую рекламу: все стороны обязались отправлять сообщения только тем пользователям, которые на это согласились. При этом ни у одного из рекламораспространителей не было предварительного согласия на рассылку рекламы. Всем четырем компаниям УФАС выдало предписания. Эту позицию поддержали суды как соответствующую закону. Также суды отметили: действия компаний противоречат договорам и, более того, не имеют правового значения, ведь эти лица знали, с какой целью используют их услуги.А40

В другом деле компании не удалось с помощью ссылки на договоры с другими рекламораспространителями отбиться от штрафа в размере 250 тыс. руб. Суд указал: договоры не исключают административную ответственность общества, ведь оно участвует в цепочке передачи рекламы потребителям. Значит, должно проверять, есть ли согласие абонента, и нести ответственность за рекламу без такого согласия.А40-1

Статистика нарушений Закона о рекламе за 2021 год*

Реклама финансовых услуг с неполными условиями

Наиболее частое нарушение в рекламе финансовых организаций: СМС-сообщения с неполной информацией об услуге. Помимо того, что рассылка о банковских, страховых и иных финансовых услугах должна соответствовать общим требованиям Закона о рекламе, она еще не должна умалчивать обо всех условиях, которые влияют на сумму доходов или расходов потребителей, если в рекламе есть хотя бы одно из таких условий. 38ФЗ За рекламу кредитных услуг с нарушением такого требования повышенная ответственность для компаний: оштрафовать могут на сумму от 300 тыс. до 800 тыс. руб.КоАП-1

Например, гражданин сообщил в УФАС об СМС-рассылке на его абонентский номер информации: «Кредит наличными от 7,5% до 3 млн руб. Сроки акции ограничены. 8-800-555<...> АО <...> Банк. Не оферта». На самом деле получить кредит по такой ставке возможно, только если клиент подходит под множество дополнительных условий: положительная кредитная история, нет статуса пенсионера, кредит не менее 650 тыс. руб., отказ от запрета цессии. В результате УФАС приняло решение о признании рекламы ненадлежащей, поскольку реклама вводит в заблуждение потребителей. Банк попытался оспорить решение. Обосновывал свою позицию тем, что в СМС-сообщении указали номер телефона для консультации, ведь невозможно включить в СМС все условия договора. Суды этот довод отклонили: информация должна следовать непосредственно из сообщения, а не предоставляться под условием дополнительных действий.ВС А57

В СМС-сообщении даже гиперссылка, по которой можно уточнить детали, не заменит требования об указании существенных условий предоставления услуги. УФАС исходят из того, что получить СМС-сообщения возможно и без интернета, а вот перейти по гиперссылке — нет. Если финансовую услугу рекламируют сразу в сети, например в виде контекстной рекламы, и она содержит активную гиперссылку на сайт рекламодателя — нарушения нет. Объявление неразрывно связано с сайтом, который открывается после «клика».А51 Если гиперссылка ведет на страницу с полной и актуальной информацией об услуге, претензий не будет.А40-2 И наоборот, сама по себе гиперссылка не поможет, если переход по ней не позволяет узнать все существенные и актуальные условия предоставления финансовой услуги.УФАС-1

Нарушение требований к рекламе алкоголя и запрета на рекламу табака и кальянных

Самые распространенные нарушения в рекламе алкоголя: ее располагают на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, а также не соблюдают требование об обязательном включении в содержание рекламы предупредительной надписи о вреде чрезмерного потребления.УФАС-2 Например, антимонопольщики увидели нарушение Закона о рекламе в том, что на фасаде магазина разместили рекламу алкогольной продукции на конструкции в виде круглого светового короба: «<наименование торговой марки пива> beer».УФАС-3

Наказывают компании и за рекламу алкоголя в интернете, в том числе за рекламные интеграции с блогерами.ФАС Например, признали незаконной рекламу водки в кулинарном шоу на Youtube-канале: бутылку показывали в ролике в течение минуты и акцентировали на ней внимание зрителя.ФАС-1

Кроме того, теперь компаниям нельзя рекламировать не только табак и сигареты, но и устройства для потребления никотинсодержащей продукции, например, стиков, жидкостей. Такую рекламу тоже нередко размещают на фасадах зданий, где продают табачную продукцию, и сопровождают изображением дыма или курения.УФАС-4 Штраф за такое нарушение — от 150 до 600 тыс. руб.КоАП-2

Также объектом внимания ведомства могут стать заведения, где возможно курение, даже если в его рекламе напрямую не упоминают соответствующую продукцию. Например, нарушение нашли в наружной рекламе кальянной следующего содержания: «Hookah Lab. Welcome to Hookah Lab. The most popular hookah place in town. Come over to drink tea eat and smoke hookah <...>». УФАС установило: из-за специфики деятельности бара реклама вызывает ассоциации именно с курением кальяна. Для потребителя данное предложение однозначно свидетельствует о возможности приобретения в баре продукции для курения вне зависимости от того, есть ли в рекламе название или изображение такой продукции.УФАС-5

Звуковая трансляция на улице

«Магазин обанкротился, ликвидация товара» — за такую звуковую рекламу, которую нередко включают на полную громкость на целый день, рекламораспространителей с 2021 года привлекают к ответственности. Закон запрещает использовать звукотехническое оборудование, которое монтируют на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах.38ФЗ-1 Положения нормы направлены на защиту граждан от нежелательной информационной нагрузки. Запрет действует и в случае, если ее воспроизводят с помощью звукотехнического оборудования на территориях парков, набережных и других общественных пространств вне зависимости от уровня громкости такой рекламы.

Ограничения звуковой рекламы действуют уже почти два года, и антимонопольные органы успели сформировать алгоритм действий по борьбе с ними. В качестве ключевого доказательства используют видеозапись, на которой фиксируют содержание звуковой информации и устройство, которое транслирует звук. Рекламораспространителей же устанавливают по запросам собственникам оборудования, зданий. Например, УФАС признало ненадлежащим такое звуковое объявление от субарендатора помещения: «В связи с ликвидацией закрылась сеть магазинов. Распродажа брендовой верхней одежды. Сегодня все отдают по закупочным ценам».УФАС-6 В другом деле аналогичные нарушения проверяющие обнаружили в звуковой трансляции кафе на набережной: «Лучший отдых. Сырные хачапури, ароматные хинкали».УФАС-7

 
Звезда
за правильный ответ
Тест
Неправильно
Правильно!
В СМС-сообщении с рекламой кредита не указали его существенные условия. Но дали гиперссылку, по которой можно их узнать. Увидит ли УФАС нарушение в такой рекламе?
В СМС-сообщении даже гиперссылка, по которой можно уточнить детали, не заменит требования об указании существенных условий предоставления услуги. УФАС исходят из того, что получить СМС-сообщения возможно и без интернета, а вот перейти по гиперссылке — нет. Значит, СМС-сообщение о кредите без его существенных условий нарушает Закон о рекламе.
Да, в СМС-сообщении есть нарушение
Нет, реклама законна

Другие популярные статьи номера:
Компания нарушила договор. Когда сработает условие об ограничении ее ответственности
Какие заверения об обстоятельствах действуют, даже если их не указали в договоре
ЕГРН закрыли. Варианты от Росреестра, как получить из него сведения 

Проведете аудит работы маркетинга и разработаете методичку, чтобы исключить риск штрафов от ФАС в программе «Legal MBA. Комплексное управление деятельностью компании»