Все статьи номера
Не прочитано
6
Компания
Работа с ФАС

ВС сократил список оснований для проверок ФАС, но усложнил работу по госконтрактам

Олег Москвитин, Партнер, руководитель антимонопольной практики КА «Муранов, Черняков и партнеры»

Суть: анонимная жалоба — не повод для проверки ФАС, а попадание компании в реестр недобросовестных поставщиков лишает ее госконтракта.

Верховный суд сделал два вывода, один из которых облегчит работу компаниям, а второй осложнит. Первый касается внеплановых проверок по анонимным обращениям в ФАС. Раньше суды признавали незаконными проверки на основании таких жалоб, но решений на уровне высших инстанций не было. Верховный суд поставил точку в этом вопросе.А38

Коллегия по экономическим спорам рассмотрела дело, в котором антимонопольная служба проверила районную администрацию на основании анонимной жалобы. Сотрудники ФАС выяснили, что администрация нарушила правила госзакупок. Проверяющие передали материалы для возбуждения административного дела, но администрация решила оспорить решение в суде.

Три инстанции отметили, что внеплановые проверки на основании анонимной жалобы противоречат принципам прозрачности и открытости контрактной системы. Безымянные обращения ФАС рассматривать не должна. Действия службы по квалификации анонимного сообщения в качестве информации о нарушении фактически направлены на то, чтобы придать неправомерному обращению законный вид. Верховный суд решил, что это неправильно, и поддержал администрацию.

Коллегия сделала выводы о проверках в связи с анонимными жалобами в рамках дела о нарушении правил по госзакупкам. Но компании из других сфер также могут использовать эту позицию.

Второй вывод касается оснований для расторжения госконтрактов. Верховный суд посчитал правильным расторжение контракта с компанией, которая попала в реестр недобросовестных поставщиков как после подачи этой компанией заявки на торги, так и после подведения итогов аукциона и определения ее победителем.А40 Эта позиция Верховного суда противоречит мнению ФАС. Служба считает, что законодательством не предусмотрено такое основание для расторжения госконтракта, как включение компании в реестр недобросовестных поставщиков в период, когда еще действует госконтракт.АЦ