Все статьи номера
Не прочитано
6
Договоры
Госзакупки

Госзаказчик не заплатил. Как взыскать деньги, если нет госконтракта

Дмитрий Чваненко, Начальник юридического отдела компании «Русский проект»

Суть: нельзя соглашаться на работы или поставку, если госзаказчик не проводит установленные законом процедуры закупки.

Госзаказчик просил поставить товар и выполнить работы без заключения госконтракта и проведения процедур закупок: обещал оплатить позже. Компания все сделала, но оплату не получила. Теперь она рискует проиграть дело о взыскании неосновательного обогащения: в законе нет ответа, можно ли в этой ситуации заставить госзаказчика платить. Судьи тоже не выработали единого мнения. В статье разобрались, как исполнителю получить деньги.

Доказывайте, что должны были выполнить работу без заключения договора

Закон о контрактной системе устанавливает, что госзаказчики, которые осуществляют покупки, должны использовать конкурентные способы определения поставщиков, подрядчиков и исполнителей.ФЗ Например, в виде конкурса или аукциона.

Соответственно, если процедуру не проводили и госконтракт не заключали, госзаказчик не вправе платить контрагенту. На вопрос, что же делать, если работу или товар госзаказчик без контракта принял, сначала ответил Президиум ВАС в рамках конкретного дела. Общество взыскивало с городской инженерной службы оплату за работы, которые стороны не включили в госконтракт. Представитель госзаказчика в качестве главного контрдовода заявлял, что игнорирование специальных процедур заключения госконтрактов — основание отказать в иске подрядчику.

ВАС не согласился. Он отметил, что без госконтракта между сторонами фактически сложились подрядные отношения. То, что ответчик не заплатил за принятые работы, привело к его неосновательному обогащению за счет истца.ВАС

Через два года ВАС занял противоположную позицию при рассмотрении сходных дел. Новый подход суд объяснил так. То, что подрядчик работал без госконтракта, который нужно заключать в соответствии с законом, свидетельствует, что он не мог не знать, что выполняет работу при очевидном отсутствии обязательства.

Взыскать неосновательное обогащение за выполненные без госконтракта работы — значит открыть возможность недобросовестным исполнителям и госзаказчикам приобретать выгоды в обход закона. Суд обосновал это пунктом 4 статьи 1109 ГК.ВАС-1

Верховный суд также рассматривал этот вопрос.ВС Он поддержал последний подход ВАС, но указал, что такая позиция — общее правило, из которого есть как минимум четыре исключения.

1

Обязанность возникла независимо от волеизъявления исполнителя.ВС-1

Пример: стороны заключили госконтракт на оказание медицинских услуг населению. В период после окончания срока действия старого контракта и до заключения нового исполнитель продолжил оказывать услуги, затем потребовал через суд у госзаказчика оплатить их стоимость.

Суды встали на сторону исполнителя, который не мог отказать пациентам. Причем пациентов направлял сам заказчик. Он бездействовал: не провел конкурс и не заключил госконтракт в срок, который необходим для бесперебойного оказания медпомощи. Это не может быть основанием прекратить или приостановить выполнение государственно и социально значимых функций.

Верховный суд привел еще примеры, когда суды удовлетворили требования об оплате услуг. Например, когда истец поддерживал в состоянии готовности аппаратуру оповещения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций и обслуживал установки сжиженных газов после того, как истек срок госконтракта.

2

Работу выполняли из-за чрезвычайной ситуации или угрозы ее возникновения.ВС-2

Пример: на теплотрассе произошла авария, в результате которой отключилось теплоснабжение и горячее водоснабжение в 186 домах. Температура на улице в этот период составляла 18–27 градусов ниже нуля.

Муниципалитет обратился к обществу, с которым ранее заключал договор по аварийному обслуживанию сетей, для срочного устранения аварии. Новый госконтракт не заключили.

В дальнейшем госзаказчик отказался оплатить работы, поскольку их провели без контракта. Суды встали на сторону исполнителя.

3

Не могли прекратить работы в одностороннем порядке.ВС-3

Пример: госзаказчик и исполнитель заключили контракт по оказанию услуг по приему и хранению лома. Установили твердую цену, которая не подлежала изменению в течение срока контракта.

Срок действия госконтракта прекратился. Несмотря на это, на складе у исполнителя осталось имущество, которое он принял на хранение в рамках контракта.

Предложение исполнителя определить дальнейшую судьбу хранимого имущества заказчик оставил без ответа. Услуги за период после истечения срока действия контракта не оплатил. Исполнитель обратился в суд.

Суд удовлетворил иск. То, что предельная цена госконтракта исчерпана, не означает, что заказчик вправе отказаться оплачивать услуги, которые был вынужден исполнить его контрагент из-за прекратившего действие договора.

4

Обязательство возникло в силу закона и не обусловлено договорными отношениями.ВС-4

Верховный суд приводит пример дела, в котором управляющая компания обратилась в суд с иском к госзаказчику — собственнику помещения в многоквартирном доме. Компания просила взыскать долг за услуги по содержанию и ремонту общего имущества дома.

Доверять обещаниям госзаказчика заключить контракт после выполнения работ нельзя. Во-первых, неизвестно, кто станет победителем процедуры отбора. Во-вторых, даже если победите, факт ведения переговоров в период проведения процедур может стать причиной признать контракт недействительным по иску заинтересованного лица

Иск удовлетворили. Суд решил, что обязательство собственника помещений по оплате расходов по содержанию и ремонту общего имущества возникает в силу закона и не обусловлено наличием договорных взаимоотношений с управляющей компанией. То, что собственник не заключил контракт для оплаты расходов, — не основание освободить его от оплаты.

Ссылайтесь на добросовестность и длительные отношения с заказчиком

Перечень исключений, которые разрешают взыскать оплату с госзаказчика без заключения госконтракта, предложенный Верховным судом, не отличается ясностью. Поэтому при рассмотрении таких исков суды в первую очередь оценивают поведение истца на предмет добросовестности.

Например, высшая инстанция отменила акты нижестоящих судов, в которых те отказались взыскивать деньги с госзаказчика. Верховный суд направил дело на новое рассмотрение со следующими доводами. Госзаказчик не опроверг необходимость провести работы, факт их выполнения, не предъявил претензии относительно их объема и качества. В действиях истца не было намерения обойти закон либо признаков недобросовестности или другого злоупотребления при работах.ВС-5

Также суды учитывают длящийся и регулярный характер отношений между подрядчиком и госзаказчиком,ВС-6 выполняли ли работы в условиях, которые не терпят отлагательств. Кроме того, выясняют, была ли у работ особая социальная значимость и необходимость их выполнить.ВС-7

В большинстве же случаев подобные иски суды отклоняют. Пример: подрядчик обратился с иском к госзаказчику о взыскании 10 млн руб.: почти год истец выполнял работы по требованию ответчика. Представил направления-требования о проведении работ от госзаказчика, гарантийные письма его директора об оплате работ, заказ-наряды на ремонт техники и подписанные госзаказчиком акты сдачи-приемки работ.

Суды, несмотря на это, отказали. Они сочли, что работы без заключения госконтракта, как того требует закон, не привели к тому, что на стороне госзаказчика возникло неосновательное обогащение. Кроме того, работы не были социально значимыми.А40

Пройдите курс «Эффективная юридическая работа» в Высшей школе Юрист компании и заключайте контракты без лишних рисков