Все статьи номера
Не прочитано
7
Договоры
Госконтракт

Госзаказчик отказался оплатить услуги, которых не было в контракте. Как получить оплату

Владлен Попенко, Ведущий юрисконсульт – старший эксперт Антимонопольной практики ПАО «ВымпелКом»

Главное в статье

1

Докажите, что заказчик просил компанию оказывать услуги сверх контракта

2

Не оказывайте дополнительные услуги, если заказчик не прислал письменное согласие

3

Закажите экспертизу, чтобы доказать обоснованность дополнительных работ

4

Подайте исполнительный лист в казначейство, чтобы взыскать деньги с госзаказчика

Госзаказчик попросил исполнителя оказать дополнительную услугу, но контракт на новые работы заключать отказался. Чтобы сохранить клиента, подрядчик выполнил работы, но в итоге госзаказчик их не оплатил. Читайте в статье, как получить деньги с контрагента в такой ситуации.

Какие документы помогут взыскать долг

Исполнитель по госконтракту может взыскать задолженность в качестве неосновательного обогащения. Для этого нужно доказать, что заказчик просил компанию оказывать услуги сверх контракта, а затем одобрял их.ВС-А77 

Доказательством будут два документа. Во-первых, письмо от заказчика с просьбой оказать услугу и гарантией того, что она будет оплачена. Во-вторых, акты выполненных работ или услуг с подписями обеих сторон.

Если подрядчик не получил письменного одобрения заказчика, то работы выполнять небезопасно. Раз нет контракта, значит подрядчик оказал услугу по своей инициативе и не вправе требовать возмещения неосновательного обогащения. Эту позицию сформировал ВАС при рассмотрении споров компаний с госзаказчиками.ВАС Раньше нижестоящие инстанции считали так же, распространяли этот подход и на те ситуации, когда подрядчик получал письменное согласие от госзаказчика. Суды отказывали исполнителю со ссылкой на то, что он фактически действовал с желанием одарить заказчика.А39

Взыскать неосновательное обогащение исполнитель не мог еще по одной причине — без государственного контракта подрядчик выполняет работы в обход закона, поэтому у него нет очевидных обязательств. А раз исполнитель знает, что обязательств у него нет, то и взыскать с заказчика неосновательное обогащение не может.

В одном деле компания просила взыскать с администрации района неосновательное обогащение. Суд не удовлетворил требование. Компания должна была отремонтировать скважины, но фактически по устной договоренности с руководителем администрации прорубила новые. Изменений в имеющийся контракт о новых услугах стороны не вносили, обновленный контракт не подписывали, акты приемки работ заказчик не завизировал. Исполнитель знал, что выполняет работы без очевидных обязательств.А21 

Сейчас суды встают на сторону исполнителя. Главное, чтобы заказчик просил подрядчика о дополнительных работах в письменной форме, а когда услугу оказали, то подписывал акты. Пример: компания заключила с войсковой частью госконтракт на услуги связи и передала сим-карты. Когда договор подходил к окончанию, военные написали письмо с просьбой оказывать им услуги еще два месяца после того, как закончится контракт. Компания была не вправе отказаться или прекращать оказывать услуги без согласия заказчика в письменной форме.126ФЗ

Когда срок прошел, заказчик не оплатил услуги, поскольку не было контракта и бюджетных денег. Исполнитель подал исковое заявление с просьбой погасить задолженность. Суд удовлетворил требование, ведь компания действовала по закону и у нее были подтверждающие документы.А40

Часто госзаказчик устно или в другой неофициальной форме просит продолжить оказывать услуги, если закончился контракт. Это небезопасно, поэтому если готовы пойти навстречу, то попросите заказчика отправить официальное письмо. Для этого сами принесите контрагенту форму письма, чтобы заказчик мог ее заполнить и вернуть обратно.

Важно, чтобы в письме были указаны номер государственного контракта, а также просьба заказчика продолжать оказывать услуги и гарантия их оплаты.

Что докажет обоснованность услуг

Даже если подтверждающие документы есть, это не значит, что компания гарантированно получит деньги. Заказчик может заявить, что исполнитель не вправе претендовать на оплату услуг сверх предельной стоимости контракта.

В одном деле ведомство вовремя не вывезло металлолом, который по условиям госконтракта хранился у компании. Заказчик отказался оплачивать исполнителю дополнительное время, в течение которого хранилось имущество, потому что тогда стоимость будет выше предельной из госконтракта. Суд решил: государственный контракт не предусматривает, что заказчик безвозмездно оказывает услугу. К тому же заказчик не предпринял мер, чтобы подрядчик выполнил контракт вовремя.А03

Часто компании выполняют дополнительные услуги из-за просчетов заказчика в смете. Заказчик может сослаться на то, что дополнительные работы не имеют для него ценности, поэтому в них не было необходимости. Суд не примет такой аргумент, ведь заказчик пользуется результатами работ, они связаны с основными услугами по контракту.А04 

Экспертиза — еще один способ доказать, что исполнитель обоснованно выполнил дополнительные работы. Пример: администрация наняла подрядчика, чтобы он отремонтировал котел.

После осмотра исполнитель решил, что для ремонта котла потребуется заменить другое оборудование. Заказчик не согласовал дополнительные работы, но исполнитель все равно их выполнил. Администрация отказалась оплачивать работы сверх контракта, тогда подрядчик обратился в суд. Первая инстанция назначила экспертизу, которая подтвердила, что дополнительные работы были необходимы. Апелляция подтвердила этот вывод.А05

Пример из практики

Суд признал работы обоснованными, потому что заказчик сам просил о них, а затем принимал их

Истец

Просил взыскать с госзаказчика неосновательное обогащение.

Ответчик

Заявил, что компания знала об отсутствии госконтракта.

Суд

Удовлетворил иск. Компания по заданию администрации убирала снег. Эти услуги были социально значимыми, заказчик сам поручил их исполнителю. Заказчик фактически принял работы, значит, между сторонами сложились подрядные отношения, дополнительные работы были ценны для заказчика, их возврат невозможен.

Как получить деньги после решения суда

После получения исполнительного листа представьте его в территориальный орган казначейства, поскольку это ведомство исполняет документы о взыскании бюджетных средств.83ФЗ Это правило работает, когда должник — федеральное бюджетное учреждение, в том числе ФКУ.242.3БК Приложите судебный акт, исполнительный лист и заявление99н с указанием реквизитов банковского счета вашей компании.242.1БК

Узнать, в каком территориальном органе казначейства открыт счет госзаказчика, можно на roskazna.ru. Через раздел «Электронная приемная» перейдите в подраздел «Взыскание на средства федерального бюджета», далее — «Информация об открытых счетах получателей бюджетных средств», «Справочник лицевых счетов клиентов».

Если должник — бюджетное учреждение субъекта РФ, отнесите исполнительный лист в региональное финансовое управление. Исполнительный лист к муниципальному бюджетному учреждению подавайте в финансовый отдел муниципального образования. Туда же принесите пакет документов в случае, когда должник — местная администрация.242.2БК Исполнительный лист по решению о взыскании денежных средств за счет федеральной и региональной казны несите в Минфин и финансовый орган субъекта РФ соответственно.

Закон обязывает региональные казначейства открывать и вести счета всех бюджетных организаций. На практике бывают случаи, когда бюджетники открывают счета в другом месте, например в Центробанке или иной кредитной организации. Тогда исполнительный лист несите приставам.

Пример: суд взыскал в пользу истца денежные суммы. Ответчиком в деле была больница — государственное бюджетное учреждение. Суд по просьбе взыскателя направил исполнительный лист в областной Минфин и региональное управление казначейства, откуда документ вернули обратно взыскателю. Причина — у больницы отсутствовал лицевой счет. Приставы тоже отказались брать исполнительный лист. Тогда взыскатель снова обратился в суд.

Верховный суд указал, что судебный пристав-исполнитель должен был принять исполнительный лист и обратить взыскание на средства, которые бюджетное учреждение получает от приносящей доходы деятельности. Коллегия ВС пояснила, что лицевой счет бюджетная организация не обязательно всегда открывает в органах казначейства. Она может открыть счет в ЦБ или другом банке. Тогда взыскать долг должны именно приставы.ВС