Все статьи номера
Не прочитано
3
Личное
Интервью

Секрет борьбы с волнением: не бороться с ним

Сергей Кузин, бизнес-тренер по публичным выступлениям и бизнес-коммуникациям.

Беседовала Мария Ивакина, Главный редактор Фотографии Николая Покровского

Сергей, Вы готовите юристов к выступлениям?

Да, ко мне достаточно часто приходят юристы и просят подготовить их к выступлению в суде или перед большой аудиторией.

У юристов, в отличие от других спикеров, язык подвешен. Они могут дать комментарии по делу. У них скорее проблема с психологической настройкой. Когда ставки высоки, очень важно правильно настроиться по отношению к себе. «Накачайте нас уверенностью», — просят юристы. Я не пишу им речи, они сами умеют поставить аргументы. Ко мне приходят за уверенностью.

Даже самый уверенный юрист может волноваться. Какие приемы посоветуете использовать для борьбы с волнением?

Секрет борьбы с волнением заключается в том, чтобы никогда с ним не бороться. Любая эмоция, в том числе волнение, от того, что вы с ней боретесь, начинает только нарастать — так эмоции устроены. Например, начните себя останавливать во время смеха, и ваш смех удвоится. Приведу две ситуации. Один человек говорит, что он расскажет такой смешной анекдот, что все будут валяться на полу от смеха. Другой человек просто сразу рассказывает анекдот. В каком случае вы будете смеяться меньше?

80
процентов успеха выступления — это правильное отношение

Думаю, когда мне сказали, что я буду валяться от смеха.

Конечно. Почему? Потому что я назвал эмоцию. Я сказал, что будет смешно и поэтому будет не смешно. То же самое происходит с волнением. И этим пользуются те, кто готовится к трудным выступлениям, они называют свою эмоцию. Проговорите свое состояние — это один из способов управления им.

Позвоните знакомому и скажите, что вам предстоит сложное выступление в суде, вам страшно, коленки подкашиваются. Тем самым вы начинаете жевать эту эмоциональную жвачку 30, 40, 50 секунд, две минуты… Человеку на другом конце провода ничего говорить не надо, можно просто послушать. Потом жвачка теряет вкус, и вы ее выплевываете. Не скажу, что это прямо на 100 процентов снимает волнение, но это точно снижает эмоциональный накал. Ведь называние эмоции снижает интенсивность самой эмоции. Это одна из техник и это то, что можно практиковать самостоятельно.

Накачайте нас уверенностью, просят юристы

А если во время выступления что-то пошло не так и начался мандраж?

Если вы все-таки плохо подготовились и не проговорили свои эмоции и возникло резкое волнение, сердцебиение во время выступления, используйте принцип заземления.

Возьмите незаметно какой-то предмет и начните в него «заземляться»: с максимальной силой его сжимать, при этом все остальное тело оставить в покое. Такое переключение работает. Это может быть и болевое переключение, когда ноготком впиваетесь в кончик пальца.

Как-то я готовил депутатов к выступлению перед жителями Москвы во время реновации. Мы понимали, что жители будут кричать, выражая свое недовольство. И тогда один из советов по самонастройке был нащупать кончиком языка верхнее небо.

Во-первых, вы блокируете себе речевой аппарат, чтобы не сказать ерунды под действием эмоций. Во-вторых, вы делаете паузу, чтобы собраться с мыслями и показать, что вы слушаете.

В-третьих, за эту паузу человек, который на вас кричит, выговаривается, а называние эмоции снижает ее интенсивность, помогает выпустить пар по принципу парового котла. В результате вы начинаете разговаривать уже с более или менее спокойным человеком. А если вы не выдержите паузу и начнете затыкать этот котел, то давление в нем резко подскочит. Придется иметь дело с бомбой замедленного действия. Поэтому убедитесь, что посчитали до пяти прежде, чем вы начнете отвечать.

Краткая биография

Кандидат психологических наук, бизнес-тренер, член международной ассоциации спикеров (NSA). С 2003 года проводит тренинги в области бизнес-коммуникаций, публичных выступлений и общения со СМИ на русском и английском языках. Автор книг о деловом общении: «Человек медийный» (2011), «101 совет как отвечать на провокационные вопросы» (2012) и бестселлера «На линии огня» (2016). Среди клиентов федеральные министры, депутаты Госдумы, мэры, первые лица и руководство компаний из списка Fortune Global 500.

Это все касается управления своим состоянием во время словесной атаки. Заземление, кончик языка до верхнего неба, болевое ощущение. Принцип здесь один — не дайте себе застыть. Как только вы застыли, сразу потеряете контроль над ситуацией.

Если помните, во время ответов на каверзные вопросы Путин все время меняет позицию. Это, конечно, выглядит не очень хорошо с точки зрения телекартинки. Но это лучше, чем направлять внутрь себя напряжение. Тогда спикер просто может взорваться. Поэтому он через внешнее движение выпускает пар. То есть использует принципы заземления и переключения и не дает себе застыть.

Часто люди начинают паниковать, когда им задают вопрос, на который они не знают ответа. Что делать?

80 процентов успеха — это правильное отношение, в том числе к вопросу, ответ на который вы не знаете. Такие вопросы есть, вы их слышали, слышите и будете слышать, даже если вы прочитаете все энциклопедии мира.

Позвольте себе не быть ходячей энциклопедией, примите себя незнающим, это нормальная ситуация. Худшее здесь — отвечать на такой вопрос. Вместо этого сначала надо признать, что у вас нет ответа. Как это сделать? Можно сказать, что у вас на данный момент нет полной картины, использовать принцип заботы о своем собеседнике: «Я, Виктор Петрович, очень боюсь Вас сейчас дезинформировать по данному вопросу. Мне нужно время для того, чтобы получить полный ответ».

Можно также назвать условия, при которых будет ответ. Например, сказать, что такого-то числа выходит новое постановление и сразу после этого вы вернетесь с решением.

Какие еще приемы можно использовать, когда нет ответа на вопрос?

Можно предложить альтернативы. То есть дать ответ не на этот вопрос, а на другой, который сопряжен с этим. При этом надо четко обозначить, что это ответ на вопрос, который связан с основным, и он тоже важен. Нельзя сказать: «Извините, у меня нет информации, следующий вопрос». Надо сказать, что действительно нет информации, но есть другая, которую нужно учитывать. Когда будет недостающая, вы обязательно вернетесь к вопросу.

Не забудьте поблагодарить за то, что человек обратил на это внимание. Ведь это означает неравнодушие.

Кроме этого займите позицию заботы о том, кто спрашивает. Как правило, в этом случае агрессия прекращается. И даже если негатив продолжается снова и снова, то уже в глазах свидетелей ваш оппонент становится виноватым, а не вы.

Не о работе

Последнее увлечение — путешествия к друзьям. В январе—феврале ездил с семьей к одноклассникам в Австралию, а сразу оттуда — к бывшим коллегам по работе в Новую Зеландию. До этого были с такими же визитами в Америке и Омане. Страны открываются совершенно по-иному, когда смотришь на них глазами ее жителей. В планах — большое европейское путешествие к однокурсникам.

Еще одна тактика — переадресовать. Здесь есть несколько вариантов. Иногда человек, который спрашивает, сам знает ответ на вопрос. Если вы это видите, то можно мягко, с уважением ему это вернуть: «Виктор Петрович, Вы как эксперт по налоговому праву могли бы прокомментировать этот момент?» И он начинает. Вы: «Спасибо, это очень ценный комментарий, я думаю, что его нужно обязательно взять в работу». Виктор Петрович хотел минуту славы, вы ему ее дали.

Можно переадресовать эксперту, если он рядом, или которому можете позвонить. Здесь нужно иметь в виду, что у эксперта должен быть шанс сказать «нет». Лучше не говорить, что этот вопрос прокомментирует Иван Иванович, а спросить у него, сможет ли он прокомментировать. Тогда у эксперта тоже будет вариант ухода.

И последнее: любимый познеровский прием — «давайте это обсудим». Если вам задают вопрос на публике, вы переадресуете его всем. У вас нет ответа, вы собираете разные версии, обобщаете и обобщенный ответ возвращаете тому, кто задал вопрос.

Имейте в виду, что каждый из этих способов — это своего рода одноразовая свечка. Если, например, вы предложили альтернативу или переадресовали эксперту, то второй раз уже не можете этого делать — свечка сгорела. Нужно использовать другие способы.

За время разговора у вас есть три-четыре раза, когда вы имеете право не знать. В принципе этого хватает, если человек правильно относится к этому своему незнанию, если он его принимает. Если он его не принимает и начинает что-то говорить, он, как правило, либо блефует, либо врет. А это для юриста не просто нехорошо, но и небезопасно.