Все статьи номера
Не прочитано
12
Компания
Деловая репутация

Компания в черном списке. Как удалить плохие отзывы из интернета

Елена Янина, Управляющий партнер «Янина и партнеры»

Чем поможет: сохранить репутацию компании.

Чтобы узнать, кто администрирует домен, зайдите на сайт reg.ru/whois/. Скопируйте в строку поиска нужный адрес. Сервис покажет информацию о домене. Напишите администратору через форму обратной связи.

«Эти проходимцы опять не отвечают ни на письма, ни на звонки». Такой отзыв может появиться о любой компании, даже если она заботится о клиентах. Например, если плохие отклики заказали конкуренты. У юриста есть четыре способа сохранить репутацию компании. Читайте в статье, как использовать каждый из них.

Напишите владельцу сайта

Этот способ подходит для отзыва с любым содержанием. Исход зависит от степени очевидности нарушения и позиции владельца сайта, готов ли он удовлетворять претензии в досудебном порядке. Обращение к администратору эффективнее, если есть явное нарушение закона. Самое распространенное — нарушения в сфере персональных данных, когда в отзыве есть личные сведения сотрудников.

Например, если в отзыве рассказывается о тетке эпохи развитого социализма без каких-либо намеков на элегантность и вкус, а вообще на воспитание, администраторе Лилии Марковой или ее коллеге, специалисте по работе с клиентами Иване Александровиче.

При этом не важно, в положительном, отрицательном или даже нейтральном свете упомянуты работники. Главное, что они не давали согласие на использование своих персональных данных ни автору отзыва, ни владельцу сайта.

Обратитесь к администратору домена, на котором расположен сайт с отзывом о компании, и попросите удалить информацию. Администратор домена должен убрать отзыв в течение семи рабочих дней после получения обращения.152 ФЗ

Владелец сайта может схитрить — оставить отзыв на страничке и убрать из него лишь персональные данные. Хотя на практике администраторы доменов чаще всего удаляют отзыв целиком, поскольку исключение из него части информации искажает мысль автора. Это противоречит и цели сайтов-отзовиков — сообщать пользователям мнение других людей о компаниях и их работе.

Рекомендация.

Чтобы быстро удалить отзыв, подготовьте заявление от имени сотрудника, чьи данные упомянуты в отзыве. Укажите адрес страницы. Напишите, что заявитель не давал согласие на использование его персональных данных.

Если владелец сайта откажется добровольно убрать отзыв, напишите в Роскомнадзор заявление от имени сотрудника. В этом случае администратора домена могут оштрафовать на сумму до 45 тыс. рублей.13.11КоАП Подать жалобу можно в электронном виде на сайте Роскомнадзора по адресу rkn.gov.ru/treatments/ask-question/. Госорган должен ответить в течение 30 дней.59 ФЗ

Подайте иск о защите деловой репутации

Если в отзыве идет речь о событиях или фактах, которых не было в реальности и которые порочат компанию, можно подать иск о защите деловой репутации.

Например, если автор описывает собеседование, которого никогда не было, добавляет оскорбительные выражения в адрес сотрудников компании: «эйчар — жирная бабень с недовольным лицом, директор — человек не в адеквате». Или рассказывает, как плохо ему оказали услугу, которую компания не оказывает, и одновременно отзыв сопровождается порочащими высказываниями. Например, «криворукие специалисты», «мошенники».

Этот способ не подходит для оценочных суждений или мнений, которые нельзя проверить на соответствие действительности. Например, в отзыве автор пишет о реальном факте обращения в компанию. Негативные высказывания при этом не связаны с фактами, а просто выражают личное мнение автора: «абсолютно непрофессиональная фирма», «компания — позор на рынке строительства». Эти фразы нельзя подтвердить или опровергнуть. В таких случаях суды отказывают в исках.А60

Рекомендация.

Выделите в негативном отзыве факты, события. Оцените, как можно доказать их несоответствие действительности, и соберите доказательства. Зафиксируйте факт размещения отзыва на сайте — проведите осмотр странички в Сети. Суд может не принять скриншоты или фотографии монитора, которые сделали сами. Обратитесь к нотариусу. Он проведет осмотр и выдаст протокол с приложениями.

Перед подачей иска о защите деловой репутации обратитесь в суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение, в порядке главы 27 АПК РФ. Просите признать сведения порочащими и не соответствующими действительности. Это наиболее безопасный способ.А40

Если выиграете, то уже при рассмотрении иска о защите деловой репутации не придется доказывать, что информация ложная и порочит репутацию. Если проиграете — все равно сможете подать иск о защите деловой репутации и попробовать еще раз отстоять позицию.

В качестве ответчиков в иске укажите администратора домена, на котором размещен сайт, и самого автора. Чтобы узнать автора, обратитесь к владельцу сайта, где опубликован отзыв. У него сохраняются данные о пользователях: электронная почта, имя или телефон, указанные при регистрации. Владелец сайта не обязан раскрывать информацию об авторах по запросу компании и может отказать. На практике некоторые владельцы сайтов предоставляют такую информацию.

Если владелец сайта откажется предоставить сведения, подайте иск к администратору домена. В суде заявите ходатайство об истребовании у администратора данных об авторе. Если по оставленным на сайте контактам автор не выходит на связь, или личность невозможно установить, либо данные оказались вымышленными, попробуйте найти местонахождение автора по IP-адресу. IP-адрес поможет установить физический адрес того места, где находится устройство, с которого размещен отзыв.

Чтобы узнать IP-адрес, заявите в суде ходатайство об истребовании доказательств у интернет-провайдера. На запросы компаний интернет-провайдеры не отвечают, поскольку доступ к информации об IP-адресах ограничен в силу закона.126 ФЗ Такие сведения провайдер предоставит только по запросу суда.

Напишите заявление о клевете или оскорблении

Если в отзыве есть оскорбления в неприличной форме, автора можно привлечь к административной ответственности.5.61КоАП Например, когда комментарии унижают честь и достоинство собственников или сотрудников компании. За распространение заведомо ложных сведений, которые подрывают репутацию организации, автору грозит уголовная ответственность.128.1 УК

Оскорбление — это отрицательная оценка без указания на конкретные факты, а клевета — это ложное утверждение о фактах. Например, высказывания «профессионал в кавычках», «недоспециалист», «бомжеватого вида недочеловеки» могут рассматриваться как оскорбление, но не клевета, так как они ставят под сомнение профессиональные и личные качества сотрудника. Под оскорбление подпадают любые высказывания в нецензурной форме.

Преимущество возбуждения дела по административной статье об оскорблении — это возможность привлечь автора отзыва к ответственности за порочащие высказывания, которые нельзя проверить на соответствие действительности. В гражданско-правовом споре о защите деловой репутации это сделать невозможно.

Возбуждение дела об административном правонарушении или уголовного дела напрямую не означает, что негативные отзывы удалят. Санкции за нарушение статьи 5.61 КоАП РФ и статьи 128.1 УК РФ предусматривают штраф, обязательные работы, но не удаление отзыва. Однако сам факт возбуждения таких дел может повлиять на автора и привести к желаемому результату.

Рекомендация.

Одновременно с подачей заявления о клевете в правоохранительные органы подайте иск о защите деловой репутации. Эти действия могут заставить автора начать переговоры и попросить о примирении. Соглашайтесь, если автор выплатит компенсацию и удалит порочащие сведения.

Отправьте жалобу в антимонопольную службу

Негативный отзыв мог оставить конкурент. В этом случае обратитесь в антимонопольную службу. Сделать это можно, если в отзыве есть ложь, неточные или искаженные сведения.135 ФЗ

Этот способ позволяет наказать недобросовестного конкурента. Но на практике это сложно использовать, так как надо доказать связь между автором отзыва и конкурентом. Часто мнения оставляют фрилансеры. Они используют IP-адреса массового выхода в интернет. Поэтому чаще всего трудно отследить, кто поставил отрицательную оценку.

Рекомендация.

Перед подачей жалобы соберите доказательства связи автора с конкурентом. Это может быть список клиентов, с которыми работает автор отзыва, оказывающий услуги по пиару. В списке должен быть конкурент компании. Помогут свидетельские показания бывших сотрудников. В реальности получить эти доказательства возможно не всегда.