Все статьи номера
Не прочитано
11
Компания
Корпоративные отношения

Как защитить директора от дисквалификации из-за ошибок подчиненных

Алина Крылова, Ведущий юрисконсульт торговой сети «О’КЕЙ»

В чем польза статьи: директор не будет отвечать за нарушения, в которых виноваты его подчиненные.

Если сотрудник нарушил закон, могут наказать не его, а генерального директора. Например, если кадровик принял на работу бывшего чиновника и не уведомил об этом госорган. Руководство может не знать обо всех промахах своих подчиненных. Чтобы защитить директора от штрафов, закрепите за работниками те полномочия, которые они выполняют. Читайте, как все оформить.

Выберите полномочия, которые надо передать

Есть три основные группы полномочий, которые надо передать от генерального директора другим работникам.

Во-первых, назначьте ответственных лиц во всех случаях, когда такое требование есть в нормативно-правовых актах. Иначе отвечать за нарушения будет руководитель.

Например, Росстат оштрафовал директора компании, который не представил в срок статистические сведения. Директор оспорил решение в суде, указав, что не является субъектом правонарушения. Суды отказали заявителю. В компании не было приказа о том, что обязанность отправлять отчеты по статистическим формам возложена на других лиц. Следовательно, ответственность несет генеральный директор.44а

Почти в каждой компании следует определить ответственных лиц за обработку персональных данных,152 ФЗ ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек,225 пожарную безопасность,390 а также обращение с отходами.681

Во-вторых, передайте полномочия в сферах, где за нарушение закона в качестве административного наказания есть дисквалификация. Например, нарушение трудового законодательства лицом, которое уже было наказано за аналогичное нарушение,5.27 КоАП недобросовестная конкуренция с введением в оборот товара с чужим товарным знаком.14.33 КоАП

В-третьих, оформите передачу полномочий, которые фактически выполняют руководители подразделений и другие сотрудники. Чтобы установить, какие это полномочия, — проанализируйте реестр доверенностей и управленческую структуру компании.

Если необходимо, можно оформить передачу и других полномочий. Перед оформлением сверьте полномочия с описанием составов правонарушений в КоАП.

Оформите приказы, инструкции и регламенты

Чтобы оформить передачу полномочий, подготовьте приказы, внесите изменения в должностные инструкции и регламенты. Ознакомьте сотрудников с ними под подпись.

Приказы.

В приказах укажите, какой сотрудник назначается ответственным за соответствующий участок. Например, за соблюдение законодательства о рекламе и требований к рекламным материалам. Одновременно предоставьте сотруднику полномочия, которые нужны для исполнения приказа. В суде приказ поможет обосновать, что руководителя нельзя привлечь к ответственности.

Например, руководитель организации принял приказ, которым возложил на сотрудника обязанности обеспечивать противопожарный режим на территории, в зданиях, сооружениях и административных помещениях отдела. Инспектор МЧС провел проверку, нашел нарушения и привлек этого сотрудника к ответственности по статье 20.4 КоАП РФ. Сотрудник обжаловал решение в суде. Он указывал, что не является должностным лицом. Поэтому нести ответственность должен руководитель организации. Суд не согласился и отказался отменить решение инспектора. Довод заявителя основан на неверном толковании статьи 38 Закона о пожарной безопасности.21

Должностные инструкции.

После издания приказа пропишите обязанности работника в должностной инструкции. Укажите, что он обязан знать законодательство, которое регулирует его работу, и контролировать его выполнение.

Пример формулировки

1. Директор по маркетингу должен знать: положения действующего законодательства о рекламе, в том числе требования, регламентирующие содержание и распространение рекламных материалов, а также сроки хранения рекламных материалов, установленные законодательством.

2. Директор по маркетингу обязан соблюдать и обеспечить соблюдение подконтрольными ему сотрудниками положений действующего законодательства о рекламе. При планировании стимулирующих мероприятий и рекламных кампаний, а также при наличии сомнений в соответствии рекламных материалов требованиям законодательства о рекламе директор по маркетингу должен подтвердить в юридическом отделе соответствие рекламных материалов требованиям действующего законодательства.

3. Директор по маркетингу обязан организовать и контролировать процесс хранения рекламных материалов.

Так, С. работала заведующей организационно-методического отдела учреждения. По должностной инструкции она была обязана вести кадровую документацию и контролировать соблюдение миграционного законодательства. Госорган провел проверку и выяснил, что С. приняла на работу гражданина Украины, но не уведомила об этом УФМС. По заявлению органа суд привлек С. к административной ответственности. Суд указал, что С. как заведующая отделом выполняла организационно-распорядительные функции. Она нарушила закон, так как ненадлежащим образом исполнила служебные обязанности.77

Внутренние регламенты.

Внесите соответствующие изменения в регламенты компании, по которым работают сотрудники. Например, в положение об отделе кадров или об организации работы по обеспечению пожарной безопасности.

Если госорган в ходе проверки найдет нарушения, которые не планируете оспаривать, представьте указанные документы с пояснениями. В пояснениях укажите, что ответственность несет не генеральный директор, а другое лицо — сотрудник, на которого возложены соответствующие полномочия.

Отслеживайте кадровые перестановки в компании. Если на ответственную должность назначили нового работника, ознакомьте его с приказом, должностной инструкцией и регламентом.