Все статьи номера
Не прочитано
10
Компания
Интервью

Нотариусы, которые не смогут перестроить свою работу, уйдут из профессии

Светлана Попова, к. ю. н., участник рабочих групп по подготовке законопроектов по нотариату, рассказала о новых правилах для нотариусов и о том, что еще изменится в их работе.
Беседовала Мария Ивакина, Главный редактор

Фотографии Кристины Козулицыной

Светлана, с 1 января заработает регламент по нотариальным действиям. Какие еще изменения в нотариате планируются в ближайшее время?

Регламент по совершению нотариусами нотариальных действий — это большой шаг вперед, он определяет не только объем информации, который необходим нотариусу для совершения нотариальных действий, но и источники информации и документы, которые нотариус может использовать.

Кроме этого Минюст вместе с ФНП разработали два законопроекта, они вывешены на regulation.gov.ru. Первый касается нотариальных архивов, второй — должностных лиц местного самоуправления, которые вправе совершать нотариальные действия, если в этом населенном пункте нет нотариуса.

В регламенте предусмотрены разные способы фиксирования информации. Нотариус сможет выбрать только один из них?

В большинстве случаев это будет совокупность способов. Ведь для значимых нотариальных действий, например для удостоверения сделок, завещаний, регламент прямо указал, как фиксировать информацию.

Это сделано для того, чтобы в деле у нотариуса было максимум документов и информации для защиты как участников сделки, так и третьих лиц.

Краткая биография

Окончила МГУ им. М. В. Ломоносова. Принимала участие в разработке законов о Суде по интеллектуальным правам, а также ряда других законов по вопросам судоустройства и нотариата. К. ю. н., доцент кафедры правовых основ управления факультета государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова.

Для отдельных нотариальных действий, например удостоверения копии документа, нотариус сможет фиксировать информацию только в единой информационной системе нотариата. Ведь он не сможет хранить у себя все копии удостоверенных документов — для этого ему просто не хватит места. Поэтому для таких случаев будет достаточно максимально описать нотариальное действие.

Еще в регламенте указано, что при удостоверении, например, договоров нотариус проверяет, есть ли обременения на основании заверений об обстоятельствах в договоре. Получается, будет достаточно только пункта договора?

Нет, нотариус все равно будет проверять эту информацию в ЕГРН, единой информационной системе нотариата, ЕГРЮЛ и других источниках. То, что указано в заверении об обстоятельствах или устанавливается со слов обратившегося, не означает, что нотариус не будет проводить проверочные мероприятия.

Я на это очень надеюсь, а то при первом чтении регламента кажется, что нотариус будет смотреть только договор.

Нотариус прекрасно понимает свою ответственность перед гражданами и то, что его могут лишить полномочий за нарушение установленных требований. Реформа нотариата способствует формированию нового профессионального ответственного нотариального сообщества. Те нотариусы, которые не смогут перестроить свою работу согласно новым правилам, будут вынуждены уйти из профессии.

Вообще проводимая реформа направлена на изменение концепции нотариальной работы в целом, на изменение отношения граждан и бизнеса к деятельности нотариусов.

Мы видим, как за последние три года изменился нотариат: появилась единая информационная система нотариата, реестр уведомлений о залоге движимого имущества, любой может проверить действительность нотариально удостоверенной доверенности через интернет. Российский нотариат является одним из передовиков в сфере электронного нотариата.

Поговорим про законопроект о нотариальных архивах. Какая основная задача законопроекта?

Сейчас нотариальные архивы буквально несколькими штрихами обозначены в основах нотариата и в правилах нотариального делопроизводства.

В законе ничего нет о том, какие документы хранит нотариус, как и где он их хранит, когда передает свой архив в нотариальную палату. В законе даже нет определения «нотариальный документ». Что к нему относится: только внешние документы — те, которые нотариус выдает обратившимся, или же еще и внутренние документы нотариуса? Эти вопросы как раз и решает законопроект, который разработал Минюст.

57
миллионов нотариальных действий совершено в России в 2016 году

А сейчас у нотариусов вообще нет архива документов?

Нет, архив есть, но практически отсутствует правовая регламентация работы с ним. У каждого нотариуса есть документы, которые связаны и не связаны с совершением нотариальных действий. Сейчас нотариус руководствуется рамочными нормами, которые касаются хранения документов. Но вот если, например, нотариус умирает и у него была своя систематизация документов или, может, вообще не было никакой системы хранения, то нотариальной палате, которая принимает на временное хранение его архив, сложно навести в документах порядок. Если каких-то документов в архиве у нотариуса нет, их невозможно восстановить.

Кроме этого встречаются случаи, когда архив утрачен (сгорел, документы съели мыши). Соответственно, теряется доказательственная часть того, что были совершены действия от имени каких-либо лиц.

Законопроект направлен на унификацию подхода к нотариальным архивам: устанавливает, каким образом их надо вести, срок, в течение которого нотариус собирает архив, когда передает его нотариальной палате, и что она может с ним делать.

Есть ли какая-то ответственность у нотариусов за утрату документов из архива?

Общие нормы сейчас есть в законе об архивном деле. Законопроектом предлагается распространить ответственность за сохранность документов и на нотариусов.

Из законопроектов еще есть законопроект о должностных лицах, которые могут совершать нотариальные действия. Сейчас это также предусмотрено в основах о нотариате. Что хотят изменить?

Сейчас идет реформирование органов местного самоуправления — во многих субъектах происходит объединение мелких муниципальных образований, например сельских поселений с более крупными. В состав территории городского округа включаются мелкие сельские и городские поселения. По основам о нотариате в городском округе всегда должен быть нотариус, и тогда больше никто не может выполнять его функции. Но ведь мелкие муниципальные образования нередко далеко от крупных.

Это, конечно, актуально больше для тех регионов, где плотность населения маленькая и поселения удалены от административного центра.

То есть получается, что на бумаге сельские поселения входят в городской округ, но при этом находятся в сотне километров от административного центра, где есть нотариус. Законопроект вносит изменения в основы о нотариате, чтобы наделить отдельными полномочиями по совершению нотариальных действий должностных лиц сельских поселений, которые вошли в состав городского округа.

Не о работе

Чем занимаетесь в свободное время?
Вышиваю, собираю мозаику либо делаю роспись по стеклу. Это помогает отвлечься, сменить сферу занятий. Сама делаю подарки для друзей — расписываю вазы, к Новому году — елочные шары.

В настоящее время есть необязательный нотариальный реестр залога движимого имущества. Есть ли планы сделать его обязательным и дополнить его недвижимостью?

По ГК регистрация залога движимого имущества не обязательна, но при этом предусмотрены неблагоприятные последствия для лиц, которые не внесли запись о залоге. Все банки регистрируют уведомления о залоге движимого имущества в нотариальном реестре уведомлений о залоге. Вопрос о введении обязательной регистрации залога движимого и недвижимого имущества — это скорее вопрос к рабочей группе по изменению ГК.

Всем известно, что основные расходы обратившегося к нотариусу связаны с его «технической работой». Есть ли какие-то законодательные ограничения по этому вопросу?

В 2016 году был принят закон, в соответствии с которым Федеральная нотариальная палата определяет экономически обоснованные размеры платы за правовую и техническую работу нотариуса. Размеры платы уже опубликованы на сайте Федеральной нотариальной палаты.

Нотариальные палаты субъектов должны установить аналогичную плату на своем уровне, но она не может превышать ту, которая уже определена Федеральной нотариальной палатой. Нотариальные палаты субъектов могут установить дополнительные льготы по определенным нотариальным действиям.

Нотариальные палаты субъектов уже установили такую плату?

Да. На сайте Федеральной нотариальной палаты можно выбрать конкретный субъект и нотариальное действие и увидеть плату, которая установлена в данном субъекте. Также можно посмотреть размер платы на федеральном уровне и сравнить стоимость. Во многих субъектах нотариальные палаты по многим нотариальным действиям устанавливают меньший размер платы, чем предусмотрено на федеральном уровне.

А часто ли жалуются на нотариусов? Какие самые частые жалобы?

Полагаю, на первом месте скорее жалобы по тарифам и стоимости услуг. Учитывая, что размер платы за правовую и техническую работу урегулирован, возможно, количество жалоб по этим вопросам уменьшится. На втором месте скорее всего организация работы нотариуса и обращение с клиентом.

Неужели нотариусы хамят клиентам? Или это из-за очередей?

Это или очереди, или невозможность совершить нотариальное действие по записи. Бывают случаи некорректного поведения. Но это очень субъективно, поскольку может иметь место и провокация со стороны клиента.

А каких жалоб меньше всего?

Думаю, что на совершение самих нотариальных действий. В большей степени такие жалобы связаны с завещаниями и наследственными делами. Один наследник, например, не отказывается от наследства, но в то же время не идет к нотариусу подавать заявление о принятии наследства и получать свидетельство о праве на наследство. Другой, наоборот, очень быстро хочет вступить в права на наследство и продать свою долю. Нотариус в случае спора между наследниками отказывает выдать свидетельство на часть наследства. В результате наследники жалуются на нотариуса.