Все статьи номера
Не прочитано
5
Обмен опытом

Взыскивать возмещение с виновника ДТП надо без учета износа

Столкнулись два автомобиля. По результатам экспертизы ущерб с учетом износа составил 550 тыс. рублей. Страховщик по ОСАГО выплатил возмещение в рамках лимита — 400 тыс. рублей. Можно ли с причинителя вреда требовать выплаты, которой хватит на возмещение без учета износа, то есть на покупку новых деталей для машины? Или оставшуюся часть надо взыскивать с виновника ДТП с учетом износа?

Спрашивает Нина Васильева, юрист, г. Тула

C причинителя вреда можно взыскать расходы на покупку новых запчастей. Виновник ДТП должен оплатить затраты на приобретение новых деталей. Такое мнение высказал Конституционный суд 10 марта в постановлении № 6-П.

Ранее взыскивать расходы на ремонт машины как со страховщика, так и с виновника аварии можно было только с учетом износа автомобиля. Так считал Верховный суд (п. 22 Обзора, утв. Президиумом ВС РФ 22.06.16). Это правило работало как для ДТП, так и для других случаев повреждения машины. Например, когда с крыши дома на припаркованный рядом автомобиль падает льдина или сходит снег.

При аварии страховщик выплачивает по ОСАГО возмещение. Лимит по имущественному вреду — 400 тыс. рублей. Если затраты на ремонт автомобиля больше этой суммы, с виновника ДТП можно требовать оставшуюся невыплаченную часть. Эта сумма рассчитывается без учета износа деталей машины, которые подлежат замене.

Конституционный суд указал, что чаще всего поврежденные детали меняют на новые, в том числе и из соображений безопасности. На потерпевшего нельзя возлагать бремя самостоятельно искать запчасти с той же степенью износа, что и у подлежащих замене. Когда на машину ставят новые детали взамен поврежденных, неосновательное обогащение у потерпевшего не возникает.

В то же время Конституционный суд напомнил, что причинитель вреда может ходатайствовать о назначении судебной экспертизы, о снижении размера возмещения. Суд может уменьшить сумму выплаты, если виновник ДТП докажет, что в результате установки новых деталей произойдет существенное и явно несправедливое увеличение стоимости автомобиля (постановление КС РФ от 10.03.17 № 6-П).

На практике встречаются противоположные друг другу судебные решения — одни суды взыскивают возмещение с учетом износа, другие — полную сумму с учетом стоимости новых деталей машины.

До разъяснений Конституционного суда с виновников ДТП чаще взыскивали компенсацию с учетом износа. Суды считали, что причинитель вреда не должен платить за новые детали. Сумма, эквивалентная стоимости износа, взысканию не подлежит (постановление АС Уральского округа от 06.02.17 по делу № А47-13186/2015).

Теперь практика должна поменяться. Виновники ДТП будут платить за новые запчасти без учета износа. Ранее тоже встречались решения, в которых суды взыскивали возмещение с причинителей вреда без учета износа. Как правило, это были споры по авариям, которые случились до 17 октября 2014 года — до вступления в силу Единой методики, по которой считаются расходы на ремонт машины (положение Банка России от 19.09.14 № 432-П). При этом суды все же напоминали, что в каждом конкретном случае надо исключать неосновательное значительное улучшение автомобиля после восстановительного ремонта (постановление АС Северо-Западного округа от 02.08.16 по делу № А56-28602/2015).

Мнением поделился Евгений Четырус, шефредактор журнала «Юрист компании»